Истории Одессы | |||
Начало
Статьи Утилиты Истории Одессы О вине О пиве О спичках О кабеле О нефти Про обои Про ремонт Фото Одессы Галерея Parafilm |
«Одесский Ойл без лука»Николай Владимирович Кобзарь. Одесское краеведческое общество. Непременным условием любого промышленного производства являются наличие сырьевой базы, технического оснащения, квалифицированных специалистов и обеспеченность энергоносителями. Недостаточность любого из этих компонентов не дает возможности развиваться производству. Человек очень давно научился использовать энергию природы. В начале это была энергия потоков воды и ветра. Потом добавилась энергия выделявшаяся при сжигании твердого топлива — древесины, торфа и угля. До середины ХIХ века — века паровых машин, основным энергоносителем был уголь. Правда, еще в древние века, на Востоке начали использовать для бытовых нужд черную маслянистую жидкость, выделявшуюся из земных недр. Эту жидкость называли «земляное масло» или, более привычным теперь греческим словом «нафта» от персидского — «нефт». Ученые химики, подвергая нафту перегонке, сумели выделить из нее светлый продукт, который легко горел с выделением большого количества тепла и света. По аналогии с маслянистой жидкостью, которую получали при возгонке горючих сланцев, ее назвали — «фотожен». Этот продукт вначале использовали для освещения, но со второй половины ХIХ века инженеры начали применять фотожен для паровых машин. Одесса зародилась на территории, где давно ощущался дефицит топливных ресурсов. Вместе с недостатком пресной воды, это было сдерживающим фактором для развития крупных промышленных предприятий.Основным движителем первых одесских заводиков и фабрик были мускульная сила или ветер. Но после устройства первого водопровода и с началом разработки нефтяных месторождений в районе Баку, ситуация начала быстро меняться к лучшему. Предприниматели начали оснащать производства паровыми машинами, которые могли работать как на твердом, так и на жидком топливе. Причем уголь стоил дороже и был менее эффективен, чем горючие жидкости. Не удивительно, что всего через пять лет, с момента начала работы бакинских нефтепромыслов, в 1865 году в Одессе открылись два первых завода по перегонке нефти. Это были завод фотожена подполковника Абразы и фабрика рафинирования фотожена Ланге и Блюмского на Дальницкой 44, причем Ланге и Блюмский применили ректификационную установку. Как показала история, эта технология оказалась самой перспективной для получения различных по свойствам продуктов из нефти. Производство нефтепродуктов выявилось столь прибыльным, что в 1874 году были построены еще два нефтеперегонных завода — Бален де Балю и М. Э. Вейнштейна. Кроме того, в городе открывались небольшие заведения по перегонке нефти, но они не «делали погоды» в этой новой отрасли промышленности. Инженер Максим Иванович Блюмский был не только грамотным технологом, но и провидцем в применении продуктов перегонки нефти. Уже в 1868 году он предложил одесским маслобойщикам применять очищенный бензин в процессе экстрактации масла из косточкового и семячкового сырья для увеличения выхода продукта. А в 1870 голу он же предложил заменить импортное «деревянное» масло (так называли оливковое масло) для смазки подшипников на тяжелые масла, получавшиеся при ректификации нефти. И первыми на это предложение откликнулись сахарозаводчики и руководители железной дороги и РОПиТа. В 1888 году М. И. Блюмский запатентовал установку для производства стеарина перевел фабрику на производство твердых улеводородов и свечей из них, тем боле что не смог выдержать конкуренцию со стороны богатого торгового дома «Китовер и Дынин». К началу ХХ века именно эта компания, выкупившая нефтеперегонный завод у вдовы М. Э. Вейнштейна на Виноградной 20 угол Колонической, стала основным производителем нефтепродуктов в Одессе и на Юго-Западе России. Сейчас на этом месте корпуса «Радиалки». Завод «Китовера и Дынина» выпускал практически все виды продуктов — бензин, керосин, осветительные и смазочные масла и смолу для получения асфальта и производства кровельного толя. Увеличению объемов производства нефтепродуктов в Одессе способствовало устройство в порту в 90-х годах специальной нефтегавани. Но это же привело к тому, что после гражданской войны нефтеперерабатывающие заводы не возобновили свою деятельность. С Кавказа в достаточном количестве стали привозить танкерами не только нефть, но и продукты ее переработки. Кроме того, сказался дефицит специалистов и отсутствие средств на восстановление своих заводов у ГубСовНарХоза. Только в связи с резким ростом потребности в нефтепродуктах, в 1937 году в Одессе был построен на Шкодовой горе новый нефтеперерабатывающий завод. На нем были установлены установки для самой совершенной технологии — крекинг процесса.И началась новая страница в истории производства одесских нефтепродуктов. Правда сейчас этот завод уже не принадлежит городу из-за экономических причин. Но как бы то ни было мы можем с гордостью говорить, что было время когда Одесса могла производить в достаточном количестве бензин и масла без участия зарубежных «Ойл-компаний». | ||
| |||