Logo

Истории Одессы

Начало
Статьи
Утилиты
Истории Одессы
О вине
О пиве
О спичках
О кабеле
О нефти
Про обои
Про ремонт
Фото Одессы
Галерея


Parafilm

«Одесский „Ойл“ без лука»

Николай Владимирович Кобзарь. Одесское краеведческое общество.

Непременным условием любого промышленного производства являются наличие сырьевой базы, технического оснащения, квалифицированных специалистов и обеспеченность энергоносителями. Недостаточность любого из этих компонентов не дает возможности развиваться производству.

Человек очень давно научился использовать энергию природы. В начале это была энергия потоков воды и ветра. Потом добавилась энергия выделявшаяся при сжигании твердого топлива — древесины, торфа и угля. До середины ХIХ века — века паровых машин, основным энергоносителем был уголь. Правда, еще в древние века, на Востоке начали использовать для бытовых нужд черную маслянистую жидкость, выделявшуюся из земных недр. Эту жидкость называли «земляное масло» или, более привычным теперь греческим словом «нафта» от персидского — «нефт». Ученые химики, подвергая нафту перегонке, сумели выделить из нее светлый продукт, который легко горел с выделением большого количества тепла и света. По аналогии с маслянистой жидкостью, которую получали при возгонке горючих сланцев, ее назвали — «фотожен». Этот продукт вначале использовали для освещения, но со второй половины ХIХ века инженеры начали применять фотожен для паровых машин.

Одесса зародилась на территории, где давно ощущался дефицит топливных ресурсов. Вместе с недостатком пресной воды, это было сдерживающим фактором для развития крупных промышленных предприятий.Основным движителем первых одесских заводиков и фабрик были мускульная сила или ветер. Но после устройства первого водопровода и с началом разработки нефтяных месторождений в районе Баку, ситуация начала быстро меняться к лучшему. Предприниматели начали оснащать производства паровыми машинами, которые могли работать как на твердом, так и на жидком топливе. Причем уголь стоил дороже и был менее эффективен, чем горючие жидкости.

Не удивительно, что всего через пять лет, с момента начала работы бакинских нефтепромыслов, в 1865 году в Одессе открылись два первых завода по перегонке нефти.

Это были завод фотожена подполковника Абразы и фабрика рафинирования фотожена Ланге и Блюмского на Дальницкой 44, причем Ланге и Блюмский применили ректификационную установку. Как показала история, эта технология оказалась самой перспективной для получения различных по свойствам продуктов из нефти.

Производство нефтепродуктов выявилось столь прибыльным, что в 1874 году были построены еще два нефтеперегонных завода — Бален де Балю и М. Э. Вейнштейна. Кроме того, в городе открывались небольшие заведения по перегонке нефти, но они не «делали погоды» в этой новой отрасли промышленности.

Инженер Максим Иванович Блюмский был не только грамотным технологом, но и провидцем в применении продуктов перегонки нефти. Уже в 1868 году он предложил одесским маслобойщикам применять очищенный бензин в процессе экстрактации масла из косточкового и семячкового сырья для увеличения выхода продукта. А в 1870 голу он же предложил заменить импортное «деревянное» масло (так называли оливковое масло) для смазки подшипников на тяжелые масла, получавшиеся при ректификации нефти. И первыми на это предложение откликнулись сахарозаводчики и руководители железной дороги и РОПиТа. В 1888 году М. И. Блюмский запатентовал установку для производства стеарина перевел фабрику на производство твердых улеводородов и свечей из них, тем боле что не смог выдержать конкуренцию со стороны богатого торгового дома «Китовер и Дынин». К началу ХХ века именно эта компания, выкупившая нефтеперегонный завод у вдовы М. Э. Вейнштейна на Виноградной 20 угол Колонической, стала основным производителем нефтепродуктов в Одессе и на Юго-Западе России. Сейчас на этом месте корпуса «Радиалки». Завод «Китовера и Дынина» выпускал практически все виды продуктов — бензин, керосин, осветительные и смазочные масла и смолу для получения асфальта и производства кровельного толя. Увеличению объемов производства нефтепродуктов в Одессе способствовало устройство в порту в 90-х годах специальной нефтегавани. Но это же привело к тому, что после гражданской войны нефтеперерабатывающие заводы не возобновили свою деятельность. С Кавказа в достаточном количестве стали привозить танкерами не только нефть, но и продукты ее переработки. Кроме того, сказался дефицит специалистов и отсутствие средств на восстановление своих заводов у ГубСовНарХоза. Только в связи с резким ростом потребности в нефтепродуктах, в 1937 году в Одессе был построен на Шкодовой горе новый нефтеперерабатывающий завод. На нем были установлены установки для самой совершенной технологии — крекинг процесса.И началась новая страница в истории производства одесских нефтепродуктов. Правда сейчас этот завод уже не принадлежит городу из-за экономических причин.

Но как бы то ни было мы можем с гордостью говорить, что было время когда Одесса могла производить в достаточном количестве бензин и масла без участия зарубежных «Ойл-компаний».





© Макс Чукавин. При использовании материалов этого сайта ссылка на www.menatwork.com.ua обязательна.
E-mail для связи:max@menatwork.com.ua